Родился 9 сентября 1898 г. в дер. Тихотка в Причудье (Эстония) в старообрядческой семье. В юные годы был учеником
иконописца Г. Е. Фролова. С 1928 г. жил в Риге, где возглавлял иконописные мастерские при Рижском кружке ревнителей русской старины, которым руководил известный знаток старообрядчества
И. Н. Заволоко.
С начала 1930-х гг. П. М. Софронов переезжает в Париж,
где руководит школой древнерусской живописи и иконописной мастерской при Русском студенческом христианском движении (РСХД).
Член общества "Икона" в Париже.
Некоторое время жил также в местечке Амэ-сюр-Мез (Бельгия), где преподавал иконопись и написал несколько икон. После Парижа руководил курсами иконописи при Кондаковском институте в Праге. С 1933 г. расписывал церкви в Югославии, с 1939 по 1941 гг. - в Ватикане. Во время II мировой войны жил в Италии. В 1947 г. переехал в США, где принимал участие в росписи многих храмов Русской Православной Церкви Заграницей.
Скончался 16 мая 1973 г. Похоронен на кладбище в г. Меллвилл (США).
Биографические материалы, представленные в книге:
Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. - Вильнюс, 2005:
Софронов Пимен Максимович (1898 - 1973)
- известный иконописец.
Родился в 9 сентября 1898 в с. Тихеда (русск. Тихотка) Казепяэской волости Тартуского уезда Российской империи в старообрядческой семье и едва ли не в 12 лет стал учеником первой в Эстонии иконописной школы
Г.Е. Фролова в дер. Раюши (Рая).
Фролов был непререкаемым авторитетом для Софронова как в иконописном деле, так и на путях постижения старообрядческой книжности.
Именно он посвятил П.М. Софронова в тайны старинного иконописного мастерства и приготовления "вечных" красок на яичном желтке, внушил молодому художнику, что для писания икон нужно знать силу цвета природных красок, обладать особым состоянием духа, настроем, глубоко отличным от душевного состояния светских художников.
Самым большим достижением Софронова в ранний период его творчества было участие в росписи старообрядческого храма в дер. Раюши, в частности, икона "Спаситель".
В то время, как в России традиции иконописания в 1920-1930-е гг. были практически прерваны, в эстонском Причудье, благодаря школе
Г.Е. Фролова, они сохранялись и развивались.
В 1927 г.
Фролова и Софронова пригласили в г. Резекне для реставрации и обновления церковной живописи в моленной Кладбищенской старообрядческой общины.
В этом храме Софронов написал большую икону "Благовещение".
В конце 1928 г. благодаря хлопотам
И.Н. Заволоко
П.М. Софронов получил приглашение в Ригу.
Здесь он возглавил мастерскую иконописи при рижском Кружке ревнителей русской старины, где занимался иконописанием, реставрацией икон, обучал даровитых учеников и здешних художников искусству византийской и древнерусской церковной живописи.
Уже в 1929 г. была организована выставка, на котором всеобщее внимание привлекли "Деисус" и большая икона "Нерукотворный образ" работы П.М. Софронова.
В начале 1930-х гг. Софронов был приглашен в Париж, где руководил школой древнерусской иконописи, участвовал с учениками в выставках, работе Международного конгресса изографов.
В 1931 г. вышла его книга (методическое пособие по древнему иконописанию), посвященная
Г.Е. Фролову и отпечатанная в г. Жуанвиль во Франции.
Книга называется "Целебник", так как, по мысли автора, верующий, молясь, видит не просто икону, но обращается к образу, веря, что святой поможет ему преодолеть хворь и другие житейские невзгоды.
Некоторое время Софронов обучал монахов монастыря Аме (Бельгия) церковной живописи и написал икону "Матерь Божия", ставшую широко известной благодаря художественным открыткам, выпущенным в Бельгии.
Далее его путь лежал в Прагу, где при Кондаковском институте работали курсы иконописи под его руководством, затем в Белград, где он расписывал дворцовую церковь, реставрировал живопись древних сербских храмов и монастырей, вел курсы иконописи.
В постоянном учении Софронов посещает Черногорию, где в монастыре Пива исследовал последние следы художественного византийского творчества.
В Югославии П.М. Софронов женился на сербке, но ежегодно бывал на родине в Причудье.
В 1939 г. Софронов был приглашен в Ватикан для подготовки к всемирной выставке христианского искусства.
Для этой цели был выстроен образец православного храма, в котором Софронов написал пятирядный иконостас из 54 образов.
Его работы этого периода были выставлены в Восточном институте в Ватикане в 1941 г.
Софронов писал иконы в традиционном стиле, свято следуя канонам древнерусского искусства, однако в них ощущалось глубокое индивидуальное начало художника, эмоционально воздействовавшего на зрителей.
До 1947 г. Софронов жил в Италии, а затем получил приглашение от американского архиепископа Виталия [(Максименко (?))] приехать в США для работы в местных православных храмах.
В США Софронов поселился в г. Милвилл (штат Нью-Джерси) в одной из четырех старообрядческих общин.
Здесь он расписал старообрядческий храм Св. Николы.
Кроме того, в числе его работ роспись Троицкого собора в г. Бруклин, храмов Трех Святителей в г. Аксония, Петра и Павла в г. Сиракузы, Владимирской церкви в Нью-Йорке, церкви в г. Трентон, усыпальницы архиепископа Иоанна (Максимовича) и др.
Был организован ряд персональных выставок, крупнейшие из них в гг. Сан-Франциско (1966) и Лос-Анжелес (1967).
В это время издаются альбомы его работ.
Софронов не оставляет преподавательской и собирательской деятельности.
Летом 1968 г. после долгого перерыва он посетил Ригу, Таллин, родную дер. Тихотку.
В последние годы жизни Софронов стал плохо видеть, не мог уже писать мелкие детали, но ходил в храм на все службы и пел на клиросе.
Скончался 16 мая 1973 г. в г. Милвилл (шт. Нью-Джерси, США) в возрасте 75 лет.
Похоронен на кладбище недалеко от храма в Милвилле.
Друг и душеприказчик П.М. Софронова
Федор Данилов
создал музей и библиотеку Софронова.
Т. Шор
Последнее обновление страницы -
5 июля 2006 г.